Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Посещение музеев Минска

Литературный музей Максима Богдановича

Литературный музей Максима Богдановича – это один из самых красивых музеев белорусской столицы. Он разместился в двухэтажном здании (памятник городской архитектуры XIX столетия) в Троицком предместье. Троицкое предместье – древний уголок Минска на левом берегу р. Свислочь. Главной улицей предместья была Троицкая, в XIX веке переименованная в Александровскую (теперь ул. М.Богдановича). Именно на этой улице находился дом, в котором родился классик белорусский литературы – Максим Адамович Богданович. К огромному сожалению, этот дом не сохранился. Литературный музей Максима Богдановича находится недалеко от того места.

Постановление о создании Литературного музея Максима Богдановича принято 19 сентября 1980 года. С 1 апреля 1981 года музей начал действовать как учреждение культуры. Группа художников и музейных сотрудников творчески работала над созданием экспозиции музея, которая была открыта для посетителей 8 декабря 1991 года к 100-летию со дня рождения Максима Богдановича. В доме, который лишен мемориальности, с помощью экспонатов и художественных приемов, воссоздан неповторимый поэтический мир поэта и его жизненный путь. На начало 2006 года в фондах Литературного музея М.Богдановича находится около 17 тысяч (16 946) единиц хранения музейных предметов основного и научно-вспомогательного фондов.

Самая большая коллекция – это книги, среди которых четыре экземпляра единственного прижизненного сборника стихов М.Богдановича «Вянок» с его автографами, книги круга чтения поэта, литература о его жизни и творчестве, книги белорусских поэтов и прозаиков конца ХІХ – начала ХХ века, произведения последователей творчества Максима, переводы, посвящения.

Значительную коллекцию образуют рукописи. Здесь представлены рукописный сборник стихов М.Богдановича «Зеленя» (названия стихов, циклов и книги даются на языке оригинала), страницы дневника 1915 года, автографы стихов «Я вспоминаю дом старинный…» и «Я нядужны, бязскрыдлы паэт…», а также воспоминания о поэте его современников: А.Е. Богдановича, З.Верас, Д.Дебольского, рукописные материалы родных и знакомых, людей из окружения поэта: В.Г. Короленко, Е.П. Пешковой, З.Верас, А.Смолича; автографы белорусских деятелей культуры и искусства – З.Бядули, А.Павловича, К.Крапивы, М.Танка, М.Лужанина, А.Богатырёва, М.Аладова, Ю.Семеняко и других.

Коллекция документов представлена личными документами семьи Богдановичей и их родственников, а также документами общественно-культурной жизни Белоруссии, которые касаются вопросов увековечения памяти поэта.

Великой Отечественной войны

Музей Великой Отечественной войны в Минске был основан уже через три месяца после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков – 22 октября 1944 года. Первоначально в музее было представлено две экспозиции: о печати Беларуси в военное время и о вооружении белорусских партизан.

В 1944 году в музее работало 28 сотрудников, большинство из которых были бывшими партизанами.

Современное здание музея Великой Отечественной войны было построено в 1966 году по проекту архитекторов Е.Бенедиктова и Г.Заборского. Долгие десятилетия оно было не просто зданием музея, но и символом Победы советского народа в самой страшной войне 20 столетия.

Однако сегодня музей Великой Отечественной войны в Минске готовится к переезду в новое здание, специально строящееся для него около обелиска «Город-герой».

Официальное открытие нового музея Великой Отечественной войны назначено на май 2014 года.

Сегодня фонды музея Великой Отечественной войны насчитывают более 140 тысяч экспонатов. Многие экспонаты не имеют аналогов. Так, уникальны партизанские знамена, среди которых можно увидеть знамя, сшитое из женского платка, знамя, сделанное из детского одеяла, знамя из простыни…

Стоит увидеть и партизанские журналы, которых в музее порядка двухсот, и листовки, написанные соком черники за неимением чернил. Множество фотографий, военных орудий, газеты, документы – это только малая часть того, что представлено в экспозициях музея и что находится в его хранилищах.

Действующая экспозиция музея повествует об истории и роли белорусского народа в Великой Отечественной войне, о жизни белорусов на оккупированной территории и об участии белорусов в боевых действиях на фронтах.

При этом в последнее время не замалчивается (что не может не радовать!) и обратная сторона военной медали: в музее можно найти информацию о преступных действиях некоторых партизанских отрядов и их командиров, о коллаборационистах и других реалиях военного времени.

Музей Великой Отечественной войны в Минске - не просто музей Минска, а место, где просыпается чувство патриотизма, место, где помнят, какой ценой далась белорусам свобода и независимость, где верят в высшие духовные ценности и знают, насколько важно помнить.

Музей Заира Азгура

Имя Заира Исааковича золотыми буквами вписано в историю белорусской культуры. За свою долгую творческую жизнь он создал почти полторы тысячи работ. В том числе участвовал при создании монумента Победы.

На цоколе памятника - четыре скульптурных рельефа из бронзы. Рельеф "Слава погибшим воинам" создал скульптор З. Азгур.

Его произведения украшают не только Минск, Дзержинск, Петриков, Витебск, но и другие города по всему бывшему Советскому Союзу.

На улице, носящей имя скульптора, разместился мемориальный музей Азгура.

Музей народного художника СССР Заира Азгура был открыт в 1996 году в помещении его мастерской.

Но, как оказалось впоследствии, при строительстве не были проведены геологические исследования и здание возвели на оползне.

В результате строение признали аварийным и закрыли. В 2004 году здание музея было передано городу.

Управление культуры Мингорисполкома выделило необходимые для реконструкции средства. Были проведены работы по усилению фундамента здания - его укрепили с помощью буронабивных свай. Провели и другие реставрационные работы.

На доме номер тринадцать на проспекте Независимости (бывший - пр. Скорины) установлена мемориальная доска в честь народного художника Беларуси и СССР, Героя Социалистического Труда Заира Азгура (автор - белорусский скульптор Андрей Заспицкий).

Мастерская З.И.Азгура построена в 1984 году по распоряжению П.М.Машерова по проекту архитектора В.Оладова. В здании музея три этажа.

Экспозиция охватывает всё пространство здания: экспозиционные залы, лестничные площадки и пролёты (рельефы). В неё включены практически все экспоненты из собрания музея.

В хранилище находятся 55 скульптурных произведений: эскизы, рабочие модели памятников, формы. Коллекция музея содержит основной фонд скульптуры (418 работ), а также фонд живописи и графики (34 экспоната).

В здании хранится архив (переписка, рукописи, фотографии) и библиотека, насчитывающая 972 книги. Большая их часть отмечена подписями авторов.

Музей истории и культуры Беларуси

Крупнейший исторический музей на территории Беларуси, в котором храниться уникальная коллекция предметов материальной и духовной культуры. Хронологические рамки музейного фонда охватывают период от 40 тыс. лет до н.э. до сегодняшнего дня. Особого внимания заслуживают следующие коллекции и экспозиции.

Крупнейшая в стране коллекция археологии. Многочисленные предметы быта, орудия труда, оружие, украшения, культовые предметы из камня, рога, кости позволяют проследить эволюцию материальной и духовной культуры человечества с древнейших времен до наших дней.

Историки постарались не только максимально подробно рассказать о геральдических традициях, но и сквозь призму гербов рассказать об их владельцах.Основанный в 1957 г. как историко-краеведческий, музей был реорганизован в 1991 году в Национальный музей. В 1967 году музей был открыт для посетителей. В настоящее время его ежегодно посещают свыше 100000 человек.

Истории медицины Беларуси

Идею создания музея истории медицины высказывали многие ученые-медики. Особый вклад в ее осуществление внес профессор Р.Кручок. Под его руководством в 1950-е годы в Минском медицинском институте была организована музейная группа, началась огромная поисковая работа, создан ряд экспозиций, которые использовались для учебного процесса. В 1980-е годы заведующий музейной группы доцент А. Касач проделал большую работу по реорганизации институтского музея истории медицины в самостоятельное учреждение.

В мае 1990 г. Министерство охраны здоровья республики приняло решение об открытии Республиканского музея истории медицины Беларуси.

Музей состоит из нескольких отделов.

Отдел "Возникновение народной гигиены и врачевания в Беларуси". Он отражает обычаи и традиции, которые относятся к гигиене питания и жилища, личной гигиены. Представлены самобытные средства народной медицины, рациональные приемы лечения.

Среди древних людей господствовали такие болезни, как артрит, рахит, кариес, пародонтоз, многочисленные травмы. Была необходимость оказывать первую медицинскую помощь. Отдельные бытовые инструменты, с некоторой вероятностью, исследователи относят к медицинским. Ножеподобные кремниевые пластинки IX тыс. до н.э., костяные иголки V-X вв., бронзовые пинцеты VIII - IX вв. могли использоваться для вскрытия гнойников, удаления инородных предметов, для кровопускания. Представлены также миниатюрные ступки и посуда из глины.

Отдельное место занимают материалы, которые освещают связь древних религиозных верований с лекарствами. Люди не знали причин многочисленных заболеваний и объясняли их возникновение проникновением в организм злых духов. Чтобы защититься от них, люди применяли различные амулеты. Кроме того, для белорусов было характерно поклонение валунам. Например, считалось, что валун "Богиня Мара" вылечивал от разных женских заболеваний. С приходом христианства в Беларусь люди стали обращаться с молитвами к святым-врачевателям - Пантелеймону, Козьме и Демьяну, Параскеве-Пятнице.

Приемы и способы народной медицины описаны в рукописных травниках и лечебниках. Для изгнания злых духов народные лекари вместе со средствами растительного, животного и минерального происхождения широко применяли заговоры.

Следующий отдел - "Развитие медицины в Беларуси в XVI -XVIII вв.". В этот период на территории Беларуси велись многочисленные и кровавые войны, господствовали эпидемии разных болезней. Иногда от эпидемий умирало до 97 % жителей некоторых городов и деревень. Для борьбы с эпидемиями устанавливались карантины, запрещались погребальные процессии, власти занимались санитарным благоустройством городов. В это время появились деревянные мостовые, первые водопроводы.

Первое упоминание о шпитале как специальном учреждении для опеки престарелых и бездомных жителей Минска относится к 1513 г. Позже, к концу XVIII в. открылось еще несколько подобных учреждений.

В XVI -XVIII вв. на Беларуси получило развитие аптечное дело. В конце XVIII в. в Беларуси существовало около 40 аптек. Белорусские аптеки были хорошо оборудованы и ничем не уступали западноевропейским. Аптечные приборы, утварь изготавливались на местных стекольных мануфактурах. В 1659 г. в Минске было 2 аптеки, к концу XVIII в. - четыре.

В XVI в. медиков с дипломами университетов было очень мало. Центральной фигурой отдела является известный просветитель и гуманист Франциск Скорина - первый доктор медицины на Беларуси, который получил ученую степень в 1512 г. в Падуанском университете в Италии.

Основную медицинскую помощь в те времена оказывали цирюльники. В источниках XVI - XVIII вв. упоминается более 150 цирюльников из Беларуси. Они ставили банки, делали массаж, кровопускание, удаляли опухоли, делали другие хирургические манипуляции.

В 1635 г. в Минске был основан цех цирюльников (медиков хирургов - эмпириков), просуществовавший дo XIX века.

Первая медицинская школа для подготовки врачей в Беларуси была создана в 1776 г. в Гродно.

Для ее организации был запрошен профессор анатомии, хирургии и природоведения Лионского медицинского колледжа Жан Эмануэль Жилибер. В 1781 г. школа была переведена в Вильно, где стала базой для создания медицинского коллегиума, а затем и факультета университета. Много уроженцев Беларуси работало профессорами медицинского факультета университета.

Организацией медицинской помощи населению с 1793 г. до конца XIX в. руководил Приказ Общественного Призрения. Кроме того, больницы открывали благотворительные организации, частные лица, церкви.

В 1797 г. создана губернская врачебная управа в составе инспектора, хирурга и акушерки. В 1799 г. открылась больница на 25 коек, с 1835 г на ее территории начало работать психиатрическое отделение "Дом скорбящих" на 20 коек (известная с 1904 г. как Минская губернская больница).

В конце XIX - начале XX веков знахарям было разрешено поступать в фельдшерские школы, что давало им звание фельдшера с правом ограниченной медицинской практики, а в некоторых случаях и с правом заведования больницами. Знахарка могла окончить акушерскую школу и получить аттестат акушерки. Таким образом среди профессиональных врачей была велика доля людей - носителей этнической культуры, высоко ценивших народный медицинский опыт. В результате знахари и повитухи приобретали новый статус официальных медицинских работников, в их деятельности проявлялось и закреплялось общественное доверие, с одной стороны, к народной медицинской практике, с другой - к казенной медицине: такие фельдшеры и акушерки (чьи "послужные списки" были хорошо известны местному населению) переносили культурную традицию в новые медицинские учреждения и тем самым встраивали их в новый культурный ландшафт [14-7].

Медицинская помощь сельскому населению оказывалось земской службой. Врачи, фельдшеры, бабки-повитухи самоотвержено исполняли свои профессиональные обязанности. Среди них С.Нарбут, А.Никольский, Я.Клумов, М.Харитоновский.

Третий отдел экспозиции освещает развитие медицины и охраны здоровья в Беларуси в XIX - начале ХХ вв. Здесь представлен интерьер аптеки начала ХХ в. с настоящей аптечной посудой. В начале XIX в. на территории Беларуси изготавливалась половина всей аптечной посуды Российской империи. В начале ХХ в. в Беларуси насчитывалось 297 аптек.

До 1878 г. на территории Беларуси было 390 больниц, 4 дома для психически больных, одно родильное отделение.

Внебольничная помощь населению оказывалась в крайне ограниченных размерах: первая амбулатория открыта в 1879 г. и просуществовала всего 2 года. Общедоступная городская амбулатория была организована в 1899 г.

В конце XIX - начале ХХ вв. в Минске созданы сан. попечительства, отделение общества борьбы с заразными болезнями (1897 г.), учрежден санитарный комитет по венерическим болезням и введена должность городского санитарного врача (1891 г.).

Значительную роль в борьбе с туберкулезом и другими болезнями играла благотворительность. В белорусских губерниях существовали благотворительные лечебницы и амбулатории, построенные на пожертвования частных лиц. Товарищество минских врачей проводило День "Белого цветка", когда по всему городу продавались ромашки, а средства от продажи цветов, от чтения популярных лекций и др. мероприятий шли на строительство амбулаторий для диагностики и лечения туберкулеза, летних санаториев, на помощь больным - одеждой, питанием, на улучшение их жилищных условий. Так для больных туберкулезом на благотворительные средства открыты летние санатории под Минском - в деревнях Новинки (1904 г.) и Шморговка (1913 г.). Врачи, работавшие в этот период в Беларуси, получали образование в Московском университете, Петербургской и Виленской медико-хирургических академиях, западноевропейских университетах.

В 1911 г. учреждена Пастеровская станция и Центральная химико-бактериологическая лаборатория, в 1912 г. - станция скорой медицинской помощи, в 1913 г. - инфекционная больница на 60 и железнодорожная на 68 коек, в 1912 г. - амбулатория для туберкулезных больных и в 1914 г. амбулатория для лечения алкоголиков. Открыты частные медицинские учреждения (10 лечебниц на 74 койки, 3 стоматологических на 6 коек, 3 родильных приюта на 36 коек - первый в 1891 г.) , глазная лечебница и др.

Работали школы: медсестер (1890 - 1902 гг.), массажа и врачебной гимнастики (1898 - 1900 гг.), повивальных бабок (1904 - 1910 гг.) частные зубоврачебная (1907 г.) и фельдшерско-акушерская (1910 - 1916 гг.).

К 1913 г. в городе было 23 больничных учреждения на 835 коек, 13 аптек, 109 врачей.

Белорусское общество Красного Креста сыграло значительную роль в организации медицинской помощи раненным, больным, беженцам во время первой мировой войны. Для передовых белорусских врачей прошлого характерно чувство долга, гуманизма, личной ответственности за судьбу Родины. Поэтому не случайно медики нашего края принимали активное участие в национально-освободительном движении на Беларуси. Мужественно сражались во время восстания 1863 г. медики Б.Длуский, М.Аскерка, Ц.Цихановский, В.Скоробогатый, А.Трусов и др.

Когда во второй половине XIX в. царским правительством проводилась политика шовинизма, именно медики смогли сохранить свое единство ради высоких идей гуманизма и здоровья людей. В 1860-е гг. создается общество врачей (1862 г.). И хотя деятельность обществ сковывалась рамками статутов, они налаживали популярные чтения по вопросам медицины, открывали благотворительные лечебницы, библиотеки. Общества сыграли значительную роль в организации медицинского дела в Беларуси, в повышении научных знаний медиков и их общественной сознательности. Минское общество врачей в 1867 г. организовало медицинскую библиотеку и провело 3 губернских съезда врачей в 1908, 1911 и 1914 гг.

В фондах музея собрано более 25 тыс. экспонатов. Особенную ценность имеют документы и фотографии, редкие экземпляры медицинской литературы, медицинские инструменты, награды, вещи из личных архивов ученых и практиков охраны здоровья Беларуси. В экспозиции музея немало также картин и диорам, посвященных медицинской теме. Одна картина запечатлела, как сдает экзамен в университете Падуи первый доктор медицины Беларуси Франциск Скорина.

В 1921 г. был открыт медицинский факультет БГУ, в 1934 г. - Витебский медицинский институт, в 1932 г. - институт усовершенствования врачей, ряд научно-исследовательских институтов.

Небольшой раздел музея посвящен органам управления системой охраны здоровья в Беларуси. В январе 1919 г. в составе Временного революционного рабоче-крестьянского правительства ССРБ был создан Комиссариат охраны здоровья. Формирование этого органа прошло несколько этапов и с декабря 1920 г. по решению съезда Советов Комиссариат получил название Народный комиссариат охраны здоровья, а после ВОВ - Министерство охраны здоровья БССР. Наркомами и министрами охраны здоровья работал 21 человек.

Недавно появились и новые залы. Их экспозиции рассказывают о развитии стоматологии и деятельности врачей в годы войны. Здесь же и оборудование, которое применялось в медицинской практике на протяжении многих лет.

За самоотверженный труд и геройство во время Великой Отечественной войны четыре медицинских работника получили звание Героя Советского Союза - Я.Клумов, З.Тусналобова-Марченко, Н.Троян, П.Буйко.

Шесть медицинских сестер стали лауреатами медали Флоренс Найцингейл - З.Тусналобова-Марченко, Е.Шевченко, С.Голухова, Я.Сиренка, С.Кунцевич, М.Гарачук.

Основными направлениями деятельности музея являются просветительная работа, организация экспозиций и выставок, историко-медицинские исследования, сбор и научная обработка экспонатов.

В настоящее время работники музея разбирают и систематезируют книги из домашней библиотеки профессора Григория Крючка, которую передала в фонд музея его семья. Напомню, музей был создан именно по его инициативе.

Музей природы и экологии Беларуси

Нащи учащиеся посетили Музей природы и экологии Республики Беларусь. Там они ознакомились с флорой и фауной родного края.

Республику Беларусь без преувеличения можно назвать оазисом в центре Европы. Нам есть чем гордиться и что показать миру.

Беларусь не зря называют «синеокой». На просторах нашей страны насчитывается более 20,8 тыс. рек и ручьев общей протяженностью 90,6 тыс. км., около 10,8 тыс. озер.

Огромное значение для сохранения биологического разнообразия и поддержания «иммунитета» планеты имеют водно-болотные угодья. В Беларуси они составляют 14,2 % суши. Это обусловливает важное значение республики как основного места воспроизводства ряда видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Пойму реки Припять за неповторимую красоту и девственную сохранность называют «европейской Амазонкой».

Сохранение биологического разнообразия – один из приоритетов экологической политики нашей страны. К особо охраняемым природным территориям относятся заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы. В настоящее время созданы и охраняются Березинский биосферный заповедник, четыре национальных парка («Беловежская пуща», «Припятский», «Браславские озера», «Нарочанский»), 513 заказников и 923 памятника природы. Эта система во многом способствует сохранению диких птиц и животных.

С начала IVII века с территории Беларуси исчезло около 10 видов млекопитающих, в том числе два вида вымерли – тур и лесной тарпан. Сегодня животный мир нашей страны довольно богатый. В настоящее время на территории республики обитает 467 видов диких животных. В Красную книгу Республики Беларусь занесено 189 видов животных. Среди них благородный олень, зубр, лесной кот, лань, росомаха, белый аист, большой подорлик, коростель и др.

Растительный мир Беларуси представлен лесами (7,8 млн га), лугами (3,3 млн га, кустарниками (0,49 млн га), растительностью болот (0,92 млн га), рек и водоемов (0,48 млн га). Он включает в себя 11,5 тыс. видов. В Красную книгу Республики Беларусь занесено 274 вида дикорастущих растений. Часть их имеет международный статус. Леса являются национальным достоянием РБ. Ими занято 37,6% территории страны. Свыше 60% лесов являются хвойными. Сохранение лесного покрова Земли позволяет нам гарантировать экологическую безопасность нашей цивилизации, её будущее.

Мир пернатых Беларуси богат и разнообразен. Это черно-белый аист, лебедь-шипун, тетерева, большой и малый подорлик, совы и др. птицы.

Серый волк – самый распространенный хищник белорусских лесов.

Популяция бурых медведей и лосей в Беларуси в последнее время возросла.

Белорусский зубр занесён в Красную книгу Республики Беларусь.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

В центре Минска, на улице Ленина 20, находится Национальный художественный музей Республики Беларусь (Государственная картинная галерея с 1939 до 1957, Государственный художественный музей с 1957 по 1993) – крупнейшее в стране собрание белорусского и зарубежного искусства. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах находится более двадцати семи тысяч произведений, которые формируют двадцать разнообразных коллекций и составляют два главных музейных собрания: собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.

Официальная история музея начинается 24 января 1939 г. – согласно постановлению Совета Народных Комиссаров БССР в Минске создавалась Государственная художественная галерея. Она расположилась в пятнадцати залах здания Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. Кроме отделов живописи, скульптуры и графики, в Галерее специальным постановлением был организован отдел художественной промышленности.

Довоенный период работы Галереи под руководством Николая Прокопьевича Михолапа (1886–1979) известного белорусского художника-керамиста – время интенсивного формирования художественных коллекций. Удивительно, как за такой короткий срок успели сделать так много по сбору экспонатов: были вывезены и взяты на учет самые ценные произведения культового искусства в церквях и костелах, собраны большие фонды живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Основой живописной коллекции Галереи стали произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля. Несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея и Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж. В коллекцию новой галереи вошли и произведения известных русских советских художников.

После воссоединения в сентябре 1939 г. западно-белорусских земель с БССР в Картинную галерею произведения из национализированных усадеб и замков Западной Беларуси, в том числе и часть коллекции дворца князей Радзивиллов в Несвиже. Таким образом, коллекция пополнилась богатым собранием слуцких поясов, французских гобеленов XVIII в., портретной живописи XVI–XIХ вв.

В начале 1941 г. фонды ГКГ БССР насчитывали уже 2711 произведений, из которых 400 находились в экспозиции. Предстояла длительная работа по описанию и изучению каждого памятника, созданию каталога музейной коллекции.

Однако такому богатому собранию картинной галереи в Минске не суждена была долгая жизнь. В первые дни войны судьба всего собрания складывается трагически. За короткий промежуток времени оно исчезнет бесследно. Коллекцию готовили к эвакуации, но не сумели спасти – не вывезли. В полном составе и в полной сохранности художественное собрание в Минске предстало перед завоевателями.

Известно, что в канун широкомасштабных военных действий в Европе нацистское правительство составило специальную программу по конфискации культурных и художественных ценностей в завоеванных странах. В соответствии с этой программой создаются различные общества и организации, по заданию которых специалисты высокого ранга выезжают в разные страны как туристы и исследователи для составления списков наиболее ценных коллекций и предметов, подлежащих конфискации. Учетом ценностей на восточных территориях занималось генеральное посредничество «Восток», оно же осуществляло предписания о конфискациях.

События, происходившие в Минске в 1941 г. в картинной галерее, свидетельствуют о том, что это собрание интересовало немцев и причислялось к ряду больших и ценных.

Первые немецкие части лишь слегка похозяйничали в галерее. Затем в Минске появляются две очень важные особы – Г. Поссе и К. Мюльман. Г. Поссе – директор Дрезденской галереи и особый уполномоченный по созданию личного музея Гитлера на его родине, в Линце. К. Мюльман – особый уполномоченный по учету культурных и художественных ценностей на восточных территориях. Были в городе и представители общества «Наследие», которое возглавлял Гимлер. Желающих присвоить минские коллекции было слишком много, и между ними существовало соперничество. Лучшие предметы прикладного искусства и картины, как свидетельствуют документы, были конфискованы Г. Поссе, ценные коллекции отправлены в рейх и в Кенигсберг. К сентябрю 1941 г. собрание картинной галереи было практически рассеяно. В это время гауляйтер Вейсрутении (так называлась Беларусь) В. Кубе жалуется А. Розенбергу, что Минск лишился миллионных ценностей, так как «ценные полотна, мебель XVIII–XIX вв., вазы, изделия из мрамора, часы и т.д. СС отдает на разграбление вермахту». Многое было вывезено в неизвестном направлении, кое-что осталось в немецких организациях в Минске.

Собрание картинной галереи перестало существовать, и его утрату можно назвать невосполнимой. Судьба довоенного собрания ГКГ до сих пор неизвестна. Поиск его затруднен отсутствием инвентаря – каталога довоенных экспонатов музея. В «Описи музейных ценностей, увезенных гитлеровцами в Германию и в страны ее сообщников и уничтоженных в результате разбойничьих действий» 1944 года, составленной музейными сотрудниками по памяти, значатся 223 произведения русской живописи, 32 – западноевропейской, мебель из «Синей спальни» Александра II в Зимнем дворце, 60 икон XVI–XVIII веков, 89 произведений скульптуры, 48 слуцких поясов, 480 предметов русского фарфора, 800 – западноевропейского, 30 предметов старинного уречского стекла, 200 «постилок» ручной работы белорусских ткачих, сотни произведений белорусских художников конца XIX – начала XX века.

После войны была возвращена только небольшая часть произведений, находившихся накануне войны на выставках в России (например, бюст князя П.А. Румянцева-Задунайского работы Ф. Шубина), или найденных советскими солдатами в конце войны в городах Восточной Пруссии (коллекция портретов из Несвижа) и разоренном Минске («Шахтер с лампочкой» Н. Касаткина, «Осень» И. Левитана, «Утро весны» В. Кудревича оказались брошенными фашистами в недостроенном здании ЦК КПБ).

Все нужно было начинать заново. Второй этап истории музея связан с 33-летней подвижнической деятельностью заслуженного деятеля искусств БССР, директора Галереи с 1944 г. Елены Васильевны Аладовой (1907 – 1986), заведовавшей до войны отделом русского и белорусского искусства. После освобождения Минска Галерее предоставили четыре комнаты Дома Профсоюзов на площади Свободы. Благодаря энергии и энтузиазму немногочисленных первых сотрудников, работавших самозабвенно, часто до глубокой ночи, музей буквально «восстал из пепла». Несмотря на послевоенную разруху, правительство республики выделяло немалые средства на покупку произведений для Галереи. Уже в августе 1945 года были приобретены полотна Б. Кустодиева, В. Поленова, К. Брюллова и И. Левитана. Вновь помогали музеи России: Государственный музей им. А.С. Пушкина передал несколько картин западноевропейских мастеров, Государственный Русский музей – три пейзажа А. Куинджи, пейзаж А. Боголюбова и парадный портрет императрицы Екатерины II. На бывшем Архиерейском подворье в Минске, где до войны размещался Белорусский государственный музей, были найдены чудом уцелевшие иконы – в том числе и шедевры белоруской иконописи «Рождество Богородицы» Петра Евсеевича из Голынца 1649 г., «Параскева» и «Вознесение» XVI века.

В 1946 году в фондах было уже 317 произведений. В ноябре следующего года открылась постоянная экспозиция, разместившаяся в пяти залах второго этажа Дома профсоюзов. Несмотря на предоставленную дополнительную площадь, Галерея остро нуждалась в расширении пространства.

В городе, еще лежащем в руинах, Е.В. Аладова добилась разрешения на строительство специального здания для Галереи. Проектирование нового здания было поручено молодому архитектору фронтовику Михаилу Ивановичу Бакланову (1914–1990).

О первоначальной идее архитектора можно судить по сохранившемуся акварельному эскизу 1949 года. Бакланов решил проект в традициях русского ампира – характерной тенденции «триумфальной» архитектуры конца 1940 – начала 1950-х гг. Двухэтажный особняк с рядом полуциркульных окон и портиком с легкими колоннадами предполагалось разместить на возвышенности на углу улиц Ленина и Кирова фасадом на Ульяновскую. К нему через ступенчатые террасы зеленых газонов вела широкая лестница. Будущий музей, по замыслу архитектора, должен был иметь торжественный праздничный вид.

Однако место строительства музея перенесли на небольшой участок, на ул. Ленина, с уже сформированной застройкой. От идеи «дворца – храма искусств» пришлось отказаться в пользу более строго и монументального решения с массивным фасадом, украшенным скульптурными рельефами и аллегориями «Живописи» (автор П. Белоусов) и «Скульптуры» (автор С. Адашкевич). Фронтон венчает скульптура А. Бембеля «Слава». За суровым репрезентативным фасадом открывается торжественная колоннада парадного вестибюля.

Новоселья пришлось ждать восемь лет. Строительство Картинной Галереи с десятью просторными залами, расположенными на двух этажах, и вместительной галерей было завершено в 1957 году. Здание Бакланова стало одним из первых музейных строений в истории советской архитектуры.

5 ноября представлением новой экспозиции и Всебелорусской выставки торжественно открылся Государственный художественный музей БССР (так стала называться бывшая Картинная Галерея с 10 июля 1957 года). Коллекция музея в те годы уже достигла довоенного количества и насчитывала около трех тысяч произведений русского, советского и белорусского искусства.

«Душой» музея была Е.В. Аладова. Она воспринимала воссоздание собрания делом своей жизни и отдавала все силы на восстановление утраченной коллекции.

Большая часть фондов русской живописи происходит из частных коллекций. Пользуясь советами И. Грабаря, А. Федорова-Давыдова, известных художников А.Д. и П.Д. Кориных, В. Фаворского, П. Кончаловского, Е.В. Аладовой удалось приобрести произведения русского искусства высокого класса из частных собраний певицы Лидии Руслановой, балерины Екатерины Гельцер, актера Ивана Москвина, многих известных коллекционеров Москвы и Ленинграда. Коллекция русского искусства (более 5 тысяч экспонатов) по полноте и цельности может соперничать со многими российскими музеями.

1970-е – начало 1980-х годов – пик выставочной деятельности музея. Коллекция белорусской современной живописи и графики из фондов музея путешествует по странам социалистического содружества. Минчане, в свою очередь, знакомятся с мировыми шедеврами на выставках западноевропейского искусства из собрания А. Хаммера (1973), из музеев Польши (1974), сокровищами Дрезденской галереи, произведениями Н.К. Рериха (1975), американской живописи из музеев США (1976) и из Метрополитен-музея (1978), польским портретом XVI–XVIII веков из польских собраний, выставкой автопортрета в русском и советском искусстве, западноевропейской живописи из Национальной галереи Праги (1979), лионскими тканями из музеев Франции (1981). В 1977 году во главе музея стал художник-график Ю.А. Карачун. Как председатель белорусского отдела международной ассоциации музеев ICOM, он приложил немало усилий в деле охраны памятников белоруской старины, планомерной реставрации Мирского замка и обретения им статуса филиала музея.

В последующие два десятилетия музей превращается в крупный музейный комплекс. Открываются несколько филиалов музея: районная картинная галерея в Гуринах под Мозырем (1978), Музей народного искусства в Раубичах (1979), Музей В.К. Бялыницкого-Бирули в Могилеве (1982), Архитектурный комплекс XVI–XVIII веков в Гольшанах (1989), Дворцово-парковый комплекс XV–XX веков в Мире (1992).

В 1980-е годы активно пополняются все коллекции – им уже тесно в старом баклановском здании. Экспозиционные залы первого этажа приходится приспосабливать под хранилища, жертвуя экспозицией современного белорусского искусства. Из-за недостатка экспозиционных площадей музей вынужден показывать только малую часть своей коллекции.

С 1985 г. велось проектирование, а в 1993 году началось строительство нового корпуса музея – пристройки к основному зданию (архитектор В.С. Белянкин). В 1989 году музею передано здание по улице Кирова, 25, где разместился лекторий, отделы и службы музея.

Провозглашение независимости Беларуси после распада СССР изменили статус музея и его культурную политику: с 1993 года музей именуется Национальным художественным музеем Республики Беларусь.

В 1990-х годах музей – крупный научный, культурный и просветительский центр Беларуси. С 1994 года он имеет свой архив, с 1989 – реставрационные мастерские с большим штатом реставраторов – специалистов в различных областях. Постоянно пополняются новейшей специальной литературой богатые библиотечные фонды музея.

В 1999 году отчасти решились проблемы экспозиционных площадей музея: распоряжением Президента республики НХМ РБ передано соседнее 5-этажное здание по ул. Ленина, 22.

В 2000 году в Минске открыт для зрителей еще один филиал – Музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века”.

Музей – это не только картины, это еще и люди. Это их усилиями создаются новые объекты культуры, организуются выставки, издаются книги и каталоги, хранятся, реставрируются и пропагандируются произведения искусства. Сейчас коллектив музея насчитывает более двухсот человек.

Как всякий живой организм, музей непрерывно растет, пополняя свои фонды. Собрание русского и белорусского дореволюционного, западноевропейского, стран Востока, советского белорусского искусства насчитывает сейчас более 30 тысяч произведений.

В XXI век музей вступил с перспективами дальнейшего развития и превращения в крупнейший в республике выставочный комплекс со значительным исследовательским потенциалом и реставрационной базой.

Разделы сайта