Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Работа с одаренными детьми

Ключевые понятия:

Одаренность

1. Системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких (необычных, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

2. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

3. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

4. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

5. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

Одаренный ребенок

1.Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.

2.Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.

Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.

Специальные способности –психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности - –музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.

Матрица определения видов одаренности.

Особенности психического развития одаренных детей.

Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми

Педагог-психолог:

1. Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

2. Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

3. Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

4. Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).

Воспитатели:

1. Информационная – сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

2. Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

3. Координирующая – осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.

Другие субъекты педагогической деятельности:

1. Диагностическая – выделение группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика одаренного ребенка с целью определения зоны его ближайшего развития.

2. Развивающая – осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных учащихся. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.

Законные представители учащихся:

1. Информационный этап - участие в круглом столе со специалистами гимназии по проблемам одаренных детей. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.

2. Развивающий этап - определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций специалистов школы.

Рекомендации педагогам по развитию творческого мышления и познавательной сферы школьников

Психологические особенности одаренности

СТРУКТУРА ТАЛАНТА

Психолого-педагогическое сопровождение творческого развития одаренной личности

Рекомендации педагогам по организации индивидуального подхода к интеллектуально одаренному школьнику в образовательном процессе

Разделы сайта