Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Выпускной экзамен по иностранному языку

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫКПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ЧТО НАДО ЗНАТЬ

 На экзамене учащиеся должны продемонстрировать:

  • знание лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений продуктивного и рецептивного минимумов, особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных учебной программой, и умение пользоваться ими;
  • умение воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи;
  • владение устной речью: умение вести беседу, дать совет, выразить пожелание; комментарий увиденного, услышанного, прочитанного с использованием отдельных реплик и развернутых высказываний; логичное и последовательное сообщение и высказывание оценочных суждений относительно услышанного или прочитанного.

Экзамен проводится в устной форме в 3 этапа

 Этап №1: собеседование по прочитанному тексту.

Задания могут быть следующими:

  • краткое определение основного содержания текста (о чем говорится в тексте, какова основная идея текста и т.п.);
  • извлечение из текста запрашиваемой информации (надо найти в тексте ответ на некий вопрос и прочитать его);
  • извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей;
  • извлечение из текста фактов, описание которых требует от учащегося развернутого аргументированного высказывания.

 Этап №2: собеседование по прослушанному тексту.

Здесь экзаменаторы будут оценивать восприятие и понимание устной речи в звукозаписи, извлечение из прослушанного текста запрашиваемой информации и ее комментарий.

 

Этап №3: беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.

Содержание заданий направлено на стимулирование учащегося к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует использования отдельных реплик и развернутых высказываний относительно услышанного.

К примеру, экзаменуемого могут поспрашивать о том, следит ли он за своим здоровьем и что делает для того, чтобы быть здоровым. Или — поинтересоваться его отношением к суждению, что курение опасно для здоровья человека. Или — узнать, о чем бы выпускник спросил зарубежного сверстника на предмет соблюдения здорового образа жизни. Как говорится, возможны варианты. Всего предполагается пять заданий.

Рекомендации по организации и проведению этапов экзамена по иностранному языку

 Этап №1.

Текст для чтения должен быть аутентичным (научно-популярный, публицистический, художественный), соответствовать предметно-тематическому содержанию учебной программы, характеризоваться смысловой законченностью, связностью и цельностью, не быть перегруженным терминами, именами собственными, цифровыми данными, а также соответствовать уровню подготовки учащихся. Объем — до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста. Время на подготовку — до 20 минут. Во время ответа учащийся имеет право пользоваться текстом, а четыре задания для подготовки к собеседованию предлагаются вместе с текстом. Пользование словарем не предусмотрено.

 Этап №2.

Для прослушивания могут использоваться рассказ, фрагмент радиопередачи, прогноз погоды, программа новостей, спортивная сводка, объявление по радио, телевидению, в аэропорту, на вокзале, в общественном транспорте, диалог, интервью, репортаж, информационная реклама, инструкция-объяснение. Длительность звучания — до 1,5 минуты. Задания для подготовки к собеседованию, имена собственные, сложные для восприятия слова предлагаются перед первым прослушиванием текста в печатной форме. Во время второго прослушивания разрешается делать пометки. Время на подготовку — до 10 минут.

 Этап №3.

Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанном в образовательном стандарте и учебной программе. Учащегося не знакомят с содержанием беседы предварительно. Пять заданий предъявляются непосредственно во время беседы.

Одновременно в аудитории может находиться до четырех учащихся. Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется экзаменационной комиссией. При этом Министерство образования рекомендует наличие в аудитории специалиста, организующего индивидуальное прослушивание аудиотекстов для каждого учащегося.

 

Критерии оценки

Каждый из этапов оценивается отдельно с учетом уровня коммуникативных навыков учащегося.

Итоговая экзаменационная отметка выставляется как среднее арифметическое.

Если учащийся не ответил по билету, то экзаменационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае находится в компетенции комиссии.

  

Балл и что должен продемонстрировать экзаменуемый при сдаче экзамена по иностранному языку

10

 

Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объемом, развернутостью. Речь беглая. Возможны отдельные несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи.

9

 

Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объемом, развернутостью. Речь беглая. Допущены несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. Иные единичные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым.

8

Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, достаточным объемом. Речь беглая. Высказывания носят преимущественно развернутый характер. Допущены некоторые лексические и грамматические ошибки, не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи. Отдельные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым.

7

Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью и объемом, близким к достаточному. Речь недостаточно беглая, высказывания не всегда развернутые. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, существенно не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

6

Экзаменационное задание в основном выполнено. Ответ характеризуется достаточной связностью и логичностью, но небольшим объемом высказываний. Речь недостаточно беглая, а высказывания не всегда развернутые. В речи встречаются неоправданные паузы, в т.ч. вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, в том числе повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

5

Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью, небольшим объемом высказывания. В речи встречаются неоправданные паузы, в т.ч. вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены существенные лексические и грамматические ошибки, повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

4

Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью и логичностью. Речь изобилует паузами. Имеет место дефицит необходимых языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущено существенное количество лексических и грамматических ошибок, повлиявших на качество решения коммуникативной задачи.

3

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. В ответе отсутствуют связность и логичность. Объем недостаточный. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени повлиявшие на решение коммуникативной задачи.

2

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. Речь постоянно прерывается паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств, компенсаторные умения не сформированы. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, существенно повлиявшие на решение коммуникативной задачи.

1

Экзаменационное задание практически не выполнено. Речь постоянно прерывается длительными паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств.

 

Разделы сайта